ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА -
психофизиологическая предрасположенность левого и правого полушарий человеческого мозга по-своему воспринимать действительность и тем самым существенно усложнять индивидуальное мироотношение, накладывать особый отпечаток на деятельность религиозного, художественного, философского, нравственного и правового сознания. Функциональные особенности левого полушария: 1) ведает логическим мышлением, знаковым восприятием действительности, аналитическим расчленением целого на элементы; 2) позволяет выявлять бинарные оппозиции: свет - тьма, черное - белое, добро - зло и т.
д.; 3) от него исходят установки на активное изменение действительности, на внешнее преодоление ее противоречий и целеустремленное самоутверждение; 4) отвечает за эгоцентрические реакции индивидуального «я», за осознание им своей уникальности и самоценности; 5) ориентировано на будущее, строит футуристические прогнозы и рациональные модели возможных инноваций; 6) обеспечивает способности к интеллектуальным изысканиям. Функциональные особенности правого полушария: 1) отвечает за образное мышление, за целостное восприятие объектов; позволяет одномоментно охватывать все имеющиеся в предмете связи; 2) не склонно к жестким противопоставлениям противоположностей, поскольку всегда замечает в них, кроме различий, еще и сходные черты; замечает не только полюса, но и весь спектр переходных состояний и промежуточных свойств; 3) от него исходят установки на созерцательное мироотношение, на адаптивное реагирование в отношении внешних раздражителей и внутреннее преодоление противоречивости сущего; 4) обеспечивает тяготение индивида не к эгоцентрическому, а к корпоративному жизневосприятию, ксаморастворению «яв в «мы»; 5) ориентировано на прошлое, на сохранение связей между ним и настоящим, на демонстрацию консервативных пристрастий, включающих уважительное отношение к традициям и обычаям старины; 6) «курирует» наклонности к занятиям художественно-эстетической деятельностью. Данная функциональная асимметрия своеобразно проявилась в становлении двух типов нормативно-ценностного сознания - западного и восточного.